Судебный психолог Олег Долгицкий рассказал «Повестке дня», в чем кроются предпосылки массового обмана пенсионеров телефонными мошенниками. Данная тема стала особенно актуальной в последние годы на фоне роста активности злоумышленников. Эксперт также предложил несколько вариантов борьбы с данным явлением.
Земля стала приютом отчуждённых после того, как дети заселили мегаполисы, а их родители остались в своих деревнях и малых городах. Мы утешаем себя постоянной связью через телефоны и интернет, однако эта связь ничто на фоне одиночества, которым и по сей день пользуются мошенники, обманывающие пенсионеров.
«В Москве активизировался развод на деньги пенсионеров. Жертву явно выбирают по наводке из банка. Предпочитают иметь дело с теми, кто постарше, и у кого на счетах приличные суммы. Звонят в четыре руки, представляясь службой безопасности ЦБ и представителями ФСБ. Сообщают, что со счетов пенсионера были зафиксированы переводы ВСУ, а это преступление. Поэтому счета скоро заморозят и, если человек хочет сохранить деньги, надо их срочно снять и передать представителю ЦБ, который положит их на секретный счет. Люди 80+ сильно пугаются и бегут в банки за деньгами. Некоторым везёт - их по дороге останавливают родственники. Характерно, что при выяснении обстоятельств дела обнаруживается, что мошенники знают о потенциальной жертве всё - вплоть до имён близких родственников. И не потому, что им их сообщают жертвы».
Находясь в подобной ситуации, жертва мошенников обычно испытывает такой же страх, как если бы в её дом ворвались люди, насильно запретили делать все исходящие звонки и под угрозами расправы с родственниками вели жертву в отделение банка, чтобы получить деньги. Ужас, который испытывает человек в этот момент связан с тем, что у человека вызывают страх, который является предвестником опасности. Чувство опасности нивелирует ощущение безопасности, что в свою очередь приводит человека в бессознательное состояние, сопротивляться которому чрезвычайно сложно.
Однако, происходит это посредством феномена группового внушения, который легко воспроизводится в рамках эксперимента в научно-популярном фильме 1971 года «Я и другие», от «Киевнаучфильма» где экспериментатор с группой подставных испытуемых вводят жертву в заблуждение. В помещение вносят явно солёную кашу и предлагают попробовать участникам эксперимента. В результате пробы подставные лица заявляют, что каша на самом деле не солёная, а сладкая. Несмотря на некоторое смятение и недоумение, большинство испытуемых в результате отмечают, что каша сладкая несмотря на то, что в действительности она солёная.
Точно такой же результат возникает, когда жертве звонит группа подставных лиц, представляются «работниками центробанков», «товарищами майорами» из ФСБ и «директорами офисов Сбербанка». Их одновременное воздействие на жертву вызывает феномен группового внушения, который можно квалифицировать в качестве психологического воздействия на жертву.
Неспроста типичной жертвой таких звонков являются пожилые и часто одинокие люди, проживающие вдалеке от своих близких.
Первое, что обычно делают злоумышленники – отсекают связь с близкими и родственниками, которая обычно осуществляется через телефон. Для этого мошенники запугивают жертву, угрожая тем, что с близкими что-то произойдёт. В этот момент возникают необходимые условия для эксперимента с внушением. Жертва, в результате подвергается воздействию мошенников, которые говорят, что человек может потерять все свои деньги и только они совместно могут помочь ему их спасти (т.е., каша на самом деле сладкая, а не солёная, деньги в опасности, а не в безопасности).
По этой причине для того, чтобы вывести жертву из бессознательного состояния, вызванного внушение, необходимо провести обратное внушение такой же группой, в лице которой могут выступать сотрудники отделений банков и группа полицейских. Разумеется, если бы не было одиноких людей, а вместо индустриальных городов люди жили большими семьями в традиционном обществе, подобные схемы обмана были бы просто невозможны.
Как отметил директор департамента финансовой политики Минфина РФ Иван Чебесков: «Нужно мотивировать наши финансовые организации, участников рынка к тому, чтобы более активно в этом (в борьбе с мошенниками) участвовать. Как это сделать? Сложный вопрос».
На мой взгляд, для решения этого вопроса на государственном уровне необходимо делать две вещи:
Первое: способствовать укреплению семей в России;
Второе: иметь в штате хотя бы центральных офисах городских банков клинических психологов, которые квалифицированы распознавать жертв психологического воздействия.
На уровне института семьи необходимо внедрить следующие правила действий в ситуациях, которые могут быть вызваны действиями вымогателей:
Семье не нужно уповать на государство, т.к. государство исходит в первую очередь из семьи. Семья – это базис, а не надстройка. Это первая власть, консолидация с которой позволяет выстоять против самых сложных вызовов в современном мире.
Семья – это не просто тихая гавань, это мощнейший форт, способный не только выстоять против любого шторма, но и уничтожать вражеские корабли.
По теме:
С начала года телефонные мошенники похитили у свердловчан 1 млрд. рублей
Мошенники убедили пожилую екатеринбурженку перевести им 1,2 млн Екатеринбургскую пенсионерку обманули на 635 тыс. по схеме «дочь попала в ДТП» Екатеринбургская пенсионерка заложила квартиру и перевела все деньги мошенникам
Фото предоставлено автором