Показать меню

Безопасный и экологичный инновационный материал для строительства современных дорог


материал для строительства

Фосфогипс — современный материал, из которого можно строить основание дорог всех категорий. Дороги с фосфогипсом получаются дешевле и прочнее, чем с песком и щебнем. Но будут ли они безопасными для человека и окружающей среды? Чтобы разобраться в этом вопросе, рассмотрим, как делают фосфогипс и какие проверки проходит материал, прежде чем стать частью дорожной одежды.


Как получают сырье для фосфогипса

Сырьем для фосфогипса служит апатит-нефелиновая руда. В ФосАгро такую руду добывают в Хибинах, горном массиве на Кольском полуострове. Хибинское месторождение — одно из самых крупных и самых экологически чистых в мире.

Апатит-нефелиновая руда из недр Хибинского массива не содержит радионуклидов, тяжелых металлов и других потенциально опасных примесей сверх допустимых санитарными нормами значений.

Руду дробят, промывают, фильтруют и высушивают. На каждом этапе переработки — проверяют на соответствие требованиям к рудным материалам. В итоге получают апатитовый концентрат, который отправляют на заводы «ФосАгро» в Вологодской, Саратовской и Ленинградской области.


Как производят фосфогипс

Апатитовый концентрат смешивают с серной кислотой. В результате реакции образуется фосфорная кислота и твердый осадок — фосфогипс. Из фосфорной кислоты делают комплексные удобрения — аммофос, диаммонийфосфат и другие. Фосфогипс считается побочным продуктом производства, и многие предприятия просто вывозят его, как отход.

Но фосфогипс от ФосАгро некорректно считать отходом. Это самостоятельный продукт, для которого в компании разработали ТУ и СТО. Точнее, это не один, а даже два продукта — в зависимости от технологии производства, фосфогипс осаждается в форме дигидрата или полугидрата.

Дигидрат используют в сельском хозяйстве как мелиорант — для восстановления плодородности почв. Полугидрат, или гипс технический марки «В», — в дорожном строительстве.

Безотходное производство снижает нагрузку на экологию. Меньше потребление ценных природных ресурсов, меньше территории нужно под отвалы, в которые складируется вторичный продукт.


Как проверяют безопасность фосфогипса

С фосфогипсом связано два предубеждения. Вот они:


Материал загрязняет окружающую среду потенциально опасными химическими элементами.
Фосфогипс радиоактивен. 


Но фосфогипс от ФосАгро не наносит вреда экологии и не повышает радиационный фон. Специалисты компании проверяют материал на соответствие санитарным нормам и требованиям СТО. Результаты испытаний вносят в сопроводительную документацию.


Безопасный и экологичный инновационный материал для строительства современных дорог
Фосфогипс проходит такой же строгий контроль качества, как и другие продукты компании «ФосАгро»
Анализ содержания примесей

Дорожный фосфогипс состоит в основном из полугидрата сульфата кальция (CaSO4•0,5H2O), небольшого количества дигидрата сульфата кальция (CaSO4•2H2O), примесей неразложенного фосфатного сырья, солей кремнефтористоводородной и фосфорной кислот и других элементов. 

На заводах «ФосАгро» фосфогипс нейтрализуют известью, которая связывает вредные примеси и повышает рН примерно до 7.

Содержание примесей регулярно проверяют:


массовую долю общих и водорастворимых фосфатов — у каждой партии;
массовую долю сульфата кальция и фтористых соединений — не реже одного раза в квартал или по запросу заказчика.


Как раз наличие в составе фосфогипса фтора, который может вымываться осадками и попадать в почву, вызывает беспокойство у экологов. В высоких концентрациях этот элемент снижает плодородность почв. Но в фосфогипсе от ФосАгро водорастворимого фтора до 0,01%. В почву попадает не более 0,06 мг/кг в год. А предельно допустимая концентрация (ПДК) фтора в почве по СанПиН 1.2.3685-21 — 10мг/кг. То есть в теории почва возле фосфогипсовой дороги наберет ПДК фтора через 166 лет. Но запаса фтора в фосфогипсе на столько времени не хватит, поэтому материал безопасен для природы.


Контроль радиационной активности

В составе фосфогипса нет опасных техногенных радионуклидов. Есть природные, которые изначально были в апатитовой руде. Такие же радионуклиды есть во многих каменных материалах, которые столетиями используют в строительстве. Даже искусственные материалы вроде керамической плитки и кирпича могут содержать «фонящие» элементы. Слабая естественная радиация окружает человека всегда и везде — и не причиняет вреда.


Природной радиоактивностью обладают щебень, гравий, песок и другие горные породы


У продуктов горнодобывающей отрасли проверяют Аэфф — эффективную удельную активность природных радионуклидов. Фосфогипс тоже проверяют, а результат вносят в протокол.

Фактические значения Аэфф фосфогипса — от 47,3 до 58,1 Бк/кг. Это в десятки раз ниже значений, указанных в СанПиН 2.6.1.2523-09 / Нормах радиационной безопасности НРБ-99/2009:


370 Бк/кг — для материалов, которые применяют в строительстве жилых и общественных зданий (I класс);
740 Бк/кг — для материалов, которые применяют в строительстве производственных зданий, дорог в населенных пунктах (II класс);
1500 Бк/кг — для материалов, которые применяют в строительстве дорог вне населенных пунктов (III класс).


В других странах ситуация может быть иной — зависит от чистоты месторождения фосфоритной руды. Но многочисленные замеры показали, что фосфогипс из руды, добытой в европейско-азиатской зоне, не повышает радиационный фон.

Более того — фосфогипс используют для рекультивации загрязненных тяжелыми металлами и радионуклидами почв. Исследования в России и Беларуси показали, что фосфогипс способен связывать тяжелые элементы и снижать уровень радиации.


Какие еще испытания прошел материал

Фосфогипс и дороги, построенные с его применением, проверили три независимых экспертных организации.


Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей подтвердила, что дорожный фосфогипс соответствует санитарно-гигиеническим нормам.
Специалисты ООО ЦСА «МСК» проверили стандарт по строительству дорожных одежд с применением фосфогипса и выдали заключение о положительной экспертизе.
Экспертно-аналитический центр «Промышленная экология» СГТУ имени Гагарина Ю.А. провел комплексную экологическую и химико-аналитическую экспертизу дороги в с.Кормежка Балаковского района Саратовской области. Экспертиза не выявила негативного воздействия на почву возле дороги.


Безопасность дорог с фосфогипсом от ФосАгро подтверждает и практический опыт. Дороги с применением фосфогипса в Саратовской области строят с 2015 года. За семь лет никаких последствий для здоровья местных жителей и экологии не проявилось. А польза огромная: фосфогипс помог решить проблему бездорожья в маленьких населенных пунктах со скромным бюджетом. Кстати, первые дороги целы до сих пор — и прослужат еще не один год.


Подробнее о фосфогипсе читайте на странице продукта. Там вы сможете оформить заказ на покупку.


На главном фото: Апатит-нефелиновая руда из недр Хибинского массива не содержит радионуклидов, тяжелых металлов и других потенциально опасных примесей сверх допустимых санитарными нормами значений.


Рекламодатель: АО «Апатит»

ИНН: 5103070023

Токен: Kra245bh4


Загрузка...
По материалам: rcmm
Лента новостей
19 тыс. жителей Бурятии получат еще более качественные коммунальные услуги01:25На строительство новой школы в Татарске выделят 905,2 млн01:25В прошлом году ущерб экономики РФ от коронавируса превысил 1,6 трлн. рублей20:25В Березовском появится мурал с Юрием Гагариным20:25В Екатеринбурге полиция и общественники выявили алкопродукцию сомнительного качества20:25Андрей Мелихов: в России началась новая эпоха фискального контроля20:25Японский сад из 260 камней появится на юго-востоке Москвы17:25Вторая очередь проекта «Заречье Парк» введена в эксплуатацию17:25140 градостроительных планов земельных участков выдано на развитие транспортной инфраструктуры Москвы17:25Строительство автодороги по улице Витебского обойдется Кургану в 258,3 млн17:25ООО “Виссманн” и ООО “Виссманн Липецк” объявили о переименовании11:25Завершается отделка фасадов здания учебного корпуса на улице Правды11:25