Показать меню

Параллельная реальность: как мы будем в ней жить

Параллельная реальность: как мы будем в ней жить

Книги, путешествия, мечтания, а то и просто алкоголь — люди всегда умели найти способ хоть ненадолго вырваться из повседневности.

С развитием компьютерных систем и информационных технологий способов оказаться в другой реальности становится все больше.

В 1990-х появляются первые 3D-игры и соцсети, в 2000-х создаются первые платформы — виртуальные миры, попасть в которые может каждый желающий, а спустя 10 лет человечеству обещают сотворение всеобъемлющей параллельной реальности, или метавселенной, где можно будет проживать несколько жизней одновременно, гораздо более ярких, чем жизнь реальная.

Откуда произошла метавселенная

Впервые термин «метавселенная» появился в научно-фантастическом романе Нила Стивенсона «Лавина» (Snow Crash), опубликованном в 1992 году.

В книге она представлена как усовершенствованная версия интернета — всемирное виртуальное пространство, населенное аватарами — виртуальными двойниками пользователей-людей, которые могут взаимодействовать друг с другом, с предметами, с окружающим пространством.

Однако попытки создания или описания человечеством виртуальной реальности начались минимум на 30 лет раньше.

Пионером в этой области стал Мортон Хейлиг — в 1962-м он воплотил в жизнь идею иммерсивного кинотеатра, в котором зритель получал полное ощущение присутствия.

В 1973 году появляется видеоигра Maze War, которая тоже становится прорывом. Это первая игра, в которой игрок представлен аватаром, и первая трехмерная игра.

В 1976-м появляется первая ролевая игра в линейке MUD, и ее называют старейшим из существующих виртуальным миром.

В 80-х канадский писатель-фантаст Уильям Гибсон вводит понятие «киберпространство» и впервые в литературе рассказывает, как выглядит виртуальная реальность.

Нил Стивенсон замахивается на параллельную вселенную. Будучи доставщиком пиццы в реальной жизни, в виртуальной реальности протагонист его романа «Лавина» обретает суперспособности и спасает мир.

Подобное можно увидеть в научно-фантастическом боевике 2021 года «Главный герой». Здесь заурядный работник банка в исполнении Райана Рейнольдса, изо дня в день одевающийся в одинаковые голубые сорочки и совершающий одни и те же действия, в один момент получает сверхъестественную силу и пытается добиться расположения понравившейся ему девушки.

Правда, в фильме режиссера Шона Леви все гораздо запутанней: главный герой изначально был неигровым персонажем в видеоигре и соприкоснулся с реальным миром по чистой случайности. Живые люди перепутываются с нарисованными, на экране полная неразбериха, но всех (кроме главного злодея) ждет счастливый конец.

Физически ощутимая реальность и виртуальная сосуществуют рядом в фантастической киноленте «Бегущий по лезвию 2049», созданной по мотивам романа Филипа К. Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?». Там людей людям заменяют голограммы, которые можно включить, любить их, есть вместе обед, обсуждать работу и выключить в любой момент.

Киношный сюжет перенес в жизнь рэпер Канье Уэст, когда на день рождения подарил теперь уже бывшей супруге Ким Кардашьян голографическое изображение ее давно умершего отца. Подарок Кардашьян назвала «сюрпризом с небес».

Что такое метавселенная сейчас

Обычно, говоря о виртуальной реальности, мы имеем в виду видеоигры, но это может быть любая цифровая среда, в которой мы находимся непосредственно, а не наблюдая со стороны.

Большую услугу виртуализации привычного быта землян сослужила пандемия коронавируса, когда все больше и больше компаний из разных сфер деятельности и даже государственные институты стали уходить в онлайн.

Спорт, экскурсии по музеям и походы по магазинам, полеты к звездам, рабочие посиделки и дружеские обеды — во время локдауна многое стало возможно благодаря виртуальной реальности.

А в ближайшем будущем людям обещают и не такие виртуальные блага: представьте, не выходя из дома, вы оказываетесь на Гавайях в компании Брэда Питта или Папы Римского, на вашем виртуальном двойнике (аватаре) — только что купленная в виртуальном H&M виртуальная пляжная одежда, да и выглядите гораздо подтянутей, чем в жизни. Но это только цветочки!

Вечно оставаться молодым, иметь несколько семей одновременно, владеть хоть половиной мира — каких только возможностей ни сулит метавселенная! Но до сих пор она остается бессистемной, и даже эксперты не могут ее описать четко.

«Метавселенная не имеет достоверного определения», — говорится в отчете аналитической компании Newzoo.

«Устойчивые, совместно используемые 3D виртуальные пространства в виртуальной вселенной», — расшифровывают термин в гейминговой корпорации Roblox.

Основные признаки метавселенной называет венчурный инвестор Мэтью Болл. Кратко излагая, это непрерывность ее существования, автономность, безразмерность — одновременно в метавселенной могут находиться бесконечное число пользователей, обучаемость, универсальность и цельность. Также в метавселенной должна быть своя функционирующая экономика.

Пока с цельностью метавселенной проблемы, поэтому «возглавить» процесс взялся Марк Цукерберг. Изменив название Facebook на Meta, он заявил об амбициях развить социальную сеть в полномасштабную виртуальную реальность.

Цукерберг видит метавселенную как правонаследницу мобильного интернета, но даже в самой компании нет безоговорочной поддержки проекту: сотрудники опасаются, что, будучи неоднократно обвиненным в распространении дезинформации, дискриминации пользователей и нагнетании политической розни, Facebook породит метавселенную, которая станет «опиумом для народа».

Другой прогноз — через пять лет Facebook может вообще исчезнуть. На это указывает эксперт в области интернет и социальных сетей, идеолог и ветеран Метаверс Итан Цукерман.

Он уверен, что Цукербергу не удастся присвоить все лавры. Параллельно метавселенные создают Microsoft, а также геймингововая корпорация Roblox (аналитики Newzoo связывают будущее метавселенной именно с разработчиками игр), технологический гигант Nvidia и множество других компаний, гораздо меньших по размеру.

«Если метавселенная — действительно интересная новая идея, нам нужно, чтобы над ней работали многие люди, а не только Цукерберг. Более того, нам нужно перестать считать, что Facebook обязательно станет будущим. Я достаточно взрослый, чтобы помнить времена, когда в интернет доминирующей компанией была Yahoo… Никто не может гарантировать, что Facebook проживет еще пять лет», — говорит Итан Цукерман.

И становится очевидным, что создать целостное виртуальное пространство можно будет только сообща.

Как попасть в метавселенную

На практике это не сложнее, чем войти в интернет.

Нужны будут только шлем или очки виртуальной, дополненной или смешанной реальности, а скоро разработчики обещают еще и перчатки, и целые костюмы для более реальных ощущений. Начинать путешествие по виртуальной вселенной аватар пользователя предположительно будет из стартовой комнаты.

Футурологи обещают, что к 2030-му метавселенная захватит весь мир, но пока непонятно, как ее пространства — собственность тех или иных компаний — будут взаимодействовать с друг другом, и как аватар пользователя сможет переходить из одного пространства в другое.

Тем не менее получить представление, что такое метавселенная, можно уже сейчас, например, на платформе Horizon Workrooms от Facebook, в симуляторе Second Life или на онлайн-платформе Roblox, где пользователи могут сами придумывать игры и играть в игры, придуманные другими.

В Roblox аватары могут перемещаться между мирами, сохраняя идентичность, внешность и одежду, здесь же есть своя собственная валюта. Платформа стала настолько популярной, что свои миры в ней начали создавать такие топовые компании, как Nike.

Создают свои проекты бренды и в Fortnite от Epic Games. Компания позиционирует игру как метавселенную с акцентом на функции соцсети. Здесь проводят концерты и устраивают премьеры фильмов, у игроков есть возможности для собственного творчества, которое они могут монетизировать.

Зачем все это нужно

В современных играх больше не нужно проходить десять уровней, чтобы завладеть заветной амуницией или оружием.

Располагая средствами, их можно купить в самом начале и получить преимущество перед другими игроками. Но и без специального оборудования есть возможность ощутить себя частью виртуальной реальности.

Например, купить участок на виртуальной поверхности Земли — зеркале реальной — в любой точке мира, хоть под Эйфелевой башней в Париже, хоть на Лесном массиве в Киеве.

За 150 тыс. долларов на Earth 2 можно приобрести целый Майдан Незалежности вместе со стелой, Домом профсоюзов и Главпочтамтом или за 1200 долларов — фонтан Айя-София в парке Султан Ахмет в Стамбуле.

Цены на землю стартуют от полусотни долларов, ее можно перепродать в разы дороже или придержать до лучших времен, а это значит, что покупки в виртуальной реальности становятся хорошей инвестицией.

Значит, метавселенная — не просто место для развлечений и воплощения в жизнь, хотя и виртуальную, своих мечтаний.

Но если для пользователей выгоды обитания в метавселенной пока неочевидны, для компаний и брендов она представляет огромные возможности, ведь это новые площадки для продаж их товаров и услуг, это больше рекламы, больше продакт-плейсмента и больше идей, внушаемых пользователям.

В Bloomberg рыночный потенциал метавселенной оценивают в 800 млрд долларов, а аналитики финансовой компании Jefferies считают, что влияние виртуальной вселенной на человечество будет колоссальным.

«От единой метавселенной нас отделяет десяток лет, но по мере ее возникновения метавселенная обладает потенциалом изменить практически все в жизни людей. Пандемия ускорила введение различных технологий… этот переход в онлайн продолжится», — говорят в Jefferies и призывают инвесторов быть готовыми покорять новый виртуальный мир.

В то же время скептики предупреждают: создание метавселенной чревато серьезными проблемами.

Погрузившихся в виртуальный мир людей ждет неспособность осознавать свои реальные потребности и способности, еще большая разрозненность и ощущение одиночества.

Но хуже всего, что от виртуальной реальности могут пострадать дети.

Неожиданно критиком метавселенной стал новатор и воплотитель самых фантастических идей Илон Маск. Он не верит, что люди откажутся от физического мира и заменят его виртуальным.

«Вы можете нацепить себе телевизор на нос, но это не перенесет вас в метавселенную», — заявил он и вместо того, чтобы ходить со шлемом на голове, предложил вживлять в мозг нейронный чип. Сомнительная альтернатива.

Загрузка...
По материалам: rusvesna
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *
Лента новостей
В Северодонецке и Лисичанске смотрят на «Азовсталь»: о перспективах украинских боевиков в захлопывающихся котлах05:34Невероятный и технологичный Запад готовился к этому десятилетиями, но что у нас получается по информационной войне?05:34В ходе поисковых действий под Харьковом Росгвардия заполучила много иностранного оружия (ВИДЕО)05:34Сегодня в Липецкой области переменная облачность и до +15 градусов04:51В Липецке полицейские задержали серийного вора телефонов04:51В Липецке пенсионер на «шестерке» влетел в забор и снес дерево04:51В мире резко рекордно выросли цены на зерно из-за аномальной жары в Индии03:34Из США на Украину прибыли вертолёты, ранее предназначавшиеся Афганистану03:34Переизбранный премьером Венгрии Орбан накинулся с резкой критикой на Брюссель03:34В ЛНР пострадавшие от обстрелов беженцы подают заявления на возмещение ущерба (ВИДЕО)03:34Исцеление через прощение: как отпустить обиды и начать счастливую жизнь02:51В Липецке прощаются с прапорщиком, погибшим на Украине02:00Липчане стали реже следовать принципам правильного питания на работе02:00Известный travel-блогер напишет книгу о кухне Липецкой области02:00
Популярные новости