Показать меню

Дистанционное образование – надолго или навсегда?

Дистанционное образование – надолго или навсегда?
Родители московских школьников в основном негативно восприняли новость о том, что дистанционное образование для учеников 6–11 классов будет продлено еще на неделю. У некоторых из них появляется предположение, что дистанционное образование станет постоянным элементом учебного процесса, что подтверждает, в частности, малое количество строящихся школ и высказывания лояльных власти специалистов. Независимые эксперты высказывают опасения, что дистанционное образование и его влияние на общество должны быть тщательно изучены прежде чем могут приняты какие-либо принципиальные решения относительно его интеграции в образование. 

28 октября мэр Москвы Сергей Собянин объявил, что дистанционное обучение для учащихся с 6-го по 11-й классы в Москве продлено до 8 ноября. В социальных сетях уже публикуются негативные комментарии родителей по этому поводу. Родители, как ранее сообщало ИА FederalCity, неизбежно оказываются втянуты в режим онлайн-обучения и вынуждены тратить на помощь своим детям много времени. Но главное, что дистанционное образование является очень большой нагрузкой на детей и не дает гарантии того же качества полученных знаний, что и обычное очное обучение. 

Кроме того, жители Москвы высказывают опасение, что дистанционное образование власти не прочь сделать обыденным элементом образовательного процесса. 

Так, жительница Дмитровского района Екатерина Волкова написала в своем аккаунте, что в начале пандемии начали ходить слухи, что "дистанционку хотят узаконить". Эти слухи подтверждаются, по словам Волковой, такими фактами, как проведение 27 октября  Департаментом образования и науки Москвы онлайн-конференции "Цифровое образование – новая реальность". 

Конференция транслировалась в официальной группе департамента в социальной сети "Вконтакте", в ней приняли участие научный руководитель Лаборатории нейронаук и поведения человека Сбера Андрей Курпатов, руководитель направления по работе с организациями образования и науки «Microsoft Россия» Елена Сливко-Кольчик, руководитель образовательных проектов "ВКонтакте" Алсу Гарифуллина, директор направления по работе с госсектором Mail.ru Group Дмитрий Комендантов, председатель комиссии по образованию и науке Общественной палаты Москвы Мария Лазутова, народный учитель России Ефим Рачевский, основатель и программный директор конференции EDCRUNCH Нурлан Киясов, главный редактор Издательского дома "Первое сентября" Артем Соловейчик, заместитель руководителя Департамента информационных технологий Москвы Владимир Макаров и другие. Модератором выступила заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы Наталия Киселева. 

Вместо школы? Фото: mos.ru 


Судя по отчету о конференции, ее задача состояла в обосновании внедрения дистанционного обучения в школьное образование. Так, Киселева в итоге форума заявила:

"Мы все прекрасно понимаем, и учителя в первую очередь, что нужны новые методики. Учителю перестроить процесс традиционного образования в онлайн достаточно сложно, меняются форматы и принципы. Сейчас мы приходим к тому, что голос учителя, наставника является важнейшим в разработке цифровой дидактики. Школа, которая у нас сейчас зарождается, она уже качественно другая. Нам нужно перестать противопоставлять дистанционное обучение и реальную школу и смотреть: какие есть возможные пути сближения и интеграции, а не делать выбор только в пользу одного или другого".

Еще одним фактом в пользу начавшегося процесса постепенной подготовки москвичей к внедрению дистанционного обучения, по мнению Екатерины Волковой, можно считать то, что при интенсивном жилищном строительстве в Москве школ уже не хватает, нередко их просто нет в новых районах. 

"И тут уже очевидно, еще лет 5 назад они решили, что зачем строить школы, когда уже 21 век, и можно учиться самостоятельно по интернету", – предполагает Екатерина Волкова. 

Прокомментировать текущую ситуацию с дистанционным обучением ИА FederalCity попросило доктора педагогических наук, профессора, депутата Мосгордумы Любовь Никитину. 

Любовь Никитина заявила:

"Онлайн-образование в тех формах, в которых оно сейчас внедряется, в тех перспективах, которые у нас сейчас есть, это конец серьезному фундаментальному образованию". 

Она признала, что наряду с традиционными всегда существовали так называемые экстернатные формы образования. Педагог напомнила, что Владимир Ленин, которого исключили из университета ещё до первой сессии, учился дома, самостоятельно проходил программу, ездил сдавать экзамены, и невзирая на то, что он приступил к этой форме образования на год позже, чем его сверстники, которые остались в университете, закончил университет одновременно с ними. 

"Но мы говорим не об особо одарённых детях, которые готовы преодолеть немыслимые трудности для того, чтобы получить образование. Мы говорим о массовой школе. Предполагаю, что дистанционное обучение в тех характеристиках, которые оно имеет сейчас, это очень плохой сюжет. Все что я могу сказать",  

Говоря о том, как общество может и должно реагировать на продвижение дистанционного обучения, Любовь Никитина отметила, что для адекватной реакции нужно объявить хотя бы несколько компетентных экспертных мнений, серьезных и  обоснованных. 

"Я как человек науки понимаю, что нужно провести исследования, нужно посмотреть, как дистанционное обучение, продолжительное во времени, влияет на состояние здоровья, психическое состояние, развитие ментальных способностей детей, их физиологический рост. На это необходимо время, нужно делать замеры, проводить социологические исследования, опрашивать большие массивы на валидных выборках, таких генеральных совокупностях, как, например, сообщество родителей города Москвы. Есть социологические формулы, по которым рассчитывается достаточная выборка, чтобы мы могли сказать: да, вот это репрезентативные выводы. Я сейчас не вижу ни одного репрезентативного исследования". 

Пока споры о дистанционном обучении напоминают собеседнице ИА FederalCity словесную перепалку с соцсетях между ковид-диссидентами и "свидетелями секты Ковида", в которой они награждают друг друга нелестными прозвищами, но и те, и другие опираются пока на очень сомнительная выводы о COVID-19 и коронавирусе, потому что достоверных выводов еще нет.

Никитина относится к идее внедрения дистанционного обучения негативно, потому что и специалисты, и неспециалисты понимают: ребенок 12-13 лет не будучи слишком сознательным и ответственным человеком в отсутствии родителей предпочтет, например, поспать вместо того чтобы заниматься русским языком, о чем в интернете распространяется скриншот из переписки учителя с родителями, в которой педагог просит разбудить детей для дистанционного занятия.

"Трудно представить, чтобы лишенный контроля ребенок сидел и записывал задачи: это было бы слишком хорошо, чтобы быть правдой", – полагает педагог.  

Если в присутствии детей на уроках у доски не было бы той формы, которая доказала свою эффективность на протяжении нескольких сотен лет, наверное, придумали бы что-нибудь ещё. Относительно дистанционного обучения нет уверенности, что эта новая форма лучше старой, считает Любовь Никитина.

Депутат и педагог вновь повторила высказанный ранее тезис о том, что на первом месте должно быть здоровье и жизнь детей, этим фактором должны определяться решения. Она отметила, что в некоторых странах, например, в Испании, образовательные учреждения закрыли до весны. Не обладая той же информацией, которой обладают чиновники, трудно дать оценку их решению о продлении дистанционного обучения до 8 ноября. Если удастся увидеть, что происходит снижение заболеваемости, то школы для детей вновь откроют, предположила Никитина. Но на первом месте пока жизнь и здоровье детей. 

Ввиду этого необходима также и коррекция учебной программы на период дистанционного обучения. Нужно корректировать и формы контроля знаний, снижать учебную нагрузку, соотносить ее с физиологическими возможностями детей, которым приходится подолгу находиться у экрана компьютера. 



Фрагмент Методических рекомендации на сайте Министерства просвещения Российской Федерации 

"Если все это делается, тогда остается с этим [продлением дистанционного обучения] согласиться на какое-то время. Но я пока не вижу серьезных обоснований специалистов ни с той, ни с другой стороны. Пока просто объявляют, что продлевают на неделю в средней и старшей школе, ничего не объясняя. Предлагается просто принимать это решение, что неправильно. Поэтому люди волнуются, начинают искать подводные течения и высказывать конспирологические версии о том, что теперь так будет всегда", – говорит Любовь Никитина. 

Депутат согласилась, что школ, действительно, стали строить меньше, хотя все время объясняют, что их достаточно даже в  реновируемых кварталах. 

"У меня катастрофическая ситуация в районе Зюзино. Еще не началось переселение, но уже не хватает имеющихся мест в школах, хотя есть несколько пустующих зданий детских садов, которые для чего-то берегут. Однако того, что строится, не хватит при увеличении населения района из-за реновации, по разным подсчетам, в 1,8–3 раза. Такая же ситуация и с учреждениями здравоохранения. Понятно – экономят, но как человек, который привык опираться на доказательную базу, я не могу утверждать, что нехватка школ говорит о готовящемся внедрении дистанционного обучения", – сказала Любовь Никитина. 

По ее мнению, сейчас перед властью вопрос экономии обострился в связи с пандемией, и необходимо решать, на чем экономить. Депутат предположила, что так как на здравоохранении сейчас экономить не получится, то власти могут сделать это за счет образования. Уже сейчас объединение школ и садов в образовательные комплексы позволило сильно сократить управленческий персонал, ликвидированы постоянные врачи и медсестры в школах и садах – теперь они приходят их поликлиник на два часа раз в неделю, напомнила депутат. А с введением дистанционного обучения надобность даже в таких визитах отпадет. Депутат предположила, что введение дистанционного обучения, действительно, может быть связано с макроэкономическими прогнозами и процессами. 

"Что касается меня как представителя общественности и народного избранника, я однозначно должна выступать и выступаю против ухудшения ситуация с образованием. Ухудшает ли ситуацию с образованием введение дистанционного обучения? Да, безусловно. Но насколько это обоснованно – я сказать не могу. Я только могу выразить надежду, что здоровые силы в обществе, во всяком случае, в перспективе не допустят повсеместного введения на постоянной основе дистанционного обучения". 

Ранее ИА FederalCity сообщало, что в первый день после каникул дистанционное обучение для учеников 6-11 классов началось с технического сбоя, в мэрии Москвы тогда поспешили заверить, что сбой не помешал учебному процессу. 

Не забывайте подписываться на канал FederalCity в Яндекс.Дзен
Загрузка...
По материалам: federalcity
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *
Лента новостей
Российский военнослужащий погиб в Абхазии15:17Суэц наш: зачем России военно-морская база в Судане15:17Украинскому послу в Минске вручена нота протеста14:51Белоруссия подготовила санкции против украинских чиновников14:51Липецкая молодежь сможет взять льготную ипотеку на частный дом14:34В Липецкой области запретят новогодние ярмарки14:34COVID-19: новые антирекорды в США и на Украине14:17Российские военные в Кельбаджаре — новые кадры от Минобороны (ВИДЕО)14:17Севастопольские парламентарии согласовали кандидатуру норильского коммунальщика13:34Депутат Госдумы поддержал идею выплаты к Новому году малоимущим13:34В Свердловской области зафиксирован новый антирекорд по приросту больных COVID-1913:17С начала года свердловчане перевели телефонным мошенникам свыше 80 млн. рублей13:17Российские журналисты отыскали еще одну «дочь Путина»13:00Глава Минэнерго Украины заявил, что тарифы на электроэнергию для населения нужно увеличить13:00