Показать меню

Представитель схиигумена Сергия — о конфликте с Собчак, священниках-матершинниках и монахе на YouTube

Схиигумен Сергий (Романов) в Среднеуральском женском монастыреЯромир Романов / Znak.com

Конфликт вокруг схиигумена Сергия и Среднеуральского женского монастыря в Екатеринбурге обостряется. В выходные на территории монастыря произошел конфликт с участием журналистки Ксении Собчак и работающего с ней теледокументалиста Сергея Ерженкова. Во время съемок в монастыре на Ерженкова напали, повалили на землю, сломали руку, забрали видеокамеру. Журналист написал заявление в полицию. 

Представителем Сергия в светском публичном пространстве сейчас является екатеринбургский православный блогер и сторонник движения «Сорок сороков» Всеволод Могучев. Он не просто «пресс-секретарь», но и участник конфликта. Сегодня Могучев на свой странице «ВКонтакте» выложил аудиозапись разговора со священником Александром Костериным, в которой последний, не стесняясь выражений, угрожает мужчине. Мы поговорили с Могучевым о том, что происходит в монастыре, как конфликт видят сторонники схиигумена и чем все может закончиться.

— Конфликт между отцом Сергием с одной стороны и митрополитом Екатеринбургским Кириллом с другой развивается с весны этого года. Как вам кажется, в чем его глубинные причины, ведь еще год-два назад владыка и схиигумен выражали друг к другу совершенно иное отношение? 

— Ответ на этот вопрос очень простой. Отец Сергий не единожды уже подчеркивал, что все происходящее — это попытка заткнуть ему рот. Потому что вещи, которые он озвучивает, они не желательны к оглашению. Та правда, которую он говорит, привлекает внимание многих и многих людей.

— Но он ведь довольно давно выступает с проповедями. Почему конфликт развернулся именно сейчас?

— Я считаю, что это испуг отдельно взятого правящего архиерея. Но весьма возможно, что поступила команда сверху.

— Почему она сейчас поступила — не раньше и не позже?

— На этот вопрос я вам не могу ответить. Могу сказать только одно. Сейчас идет очень жесткая, яркая и совершенно точно проплаченная информационная кампания, в рамках которой отца Сергия, монастырь и людей, которые туда приезжают, пытаются облить грязью. Всячески дискредитировать, найти людей, которые могли бы дать показания, что там кого-то истязают и оскорбляют. Соответственно, монастырь пытается сохраниться. Ведь это, наверное, одна из самых крупных монашеских обителей в России.

Представитель схиигумена Сергия — о конфликте с Собчак, священниках-матершинниках и монахе на YouTubeВсеволод МогучевСтраница «ВКонтакте» Всеволода Могучева

— Высказывалась версия о финансовой подоплеке конфликта. Якобы со стороны митрополии к [Среднеуральскому] монастырю были выдвинуты денежные претензии, и это послужило первопричиной конфликта…

— К сожалению, ничего не могу сказать по этому поводу. Однако все, что делалось и делается на территории Среднеуральского монастыря, все, что там построено, было совершенно не на деньги Екатеринбургской епархии. Все строится на частные пожертвования. В том числе храм Софии Премудрости Божией, который там планировалось построить.

— Это мы говорим сейчас о самом большом в мире супер-храме на 37 тыс. прихожан?

— Да. Его также планировалось строить на частные пожертвования без помощи епархии.

— Как кажется, пока отец Сергий проповедовал у себя в монастыре, его никто не трогал, не было пристального внимания к его персоне. Но как только он начал использовать для трансляции своего слова YouTube, у него начались проблемы. Для чего он пошел в YouTube?

— Дело не в YouTube. Это всего лишь способ распространения. Просто одно дело, когда человек транслирует правду внутри своего монастыря, совсем другое — когда в YouTube.

— Так я про это и спрашиваю.

— Страх того, что люди узнают правду, и заставляет их затыкать ему рот.

— Самому-то отцу Сергию зачем этот инструмент — его кто-то попросил об этом?..

— Нет. Просто по молитвам и благословениям отец Сергий озвучивает информацию, а те, кто ему помогают, в том числе я, различными способами доносим ее до людей.

— Может быть, YouTube стали использовать, так как паства отца Сергия многочисленна и часть ее проживает далеко за пределами Урала, соответственно, не имеет возможности ездить к нему на богослужения лично?

— То, что сторонники отца Сергия есть по всей России, и то, что их количество насчитывает десятки, а то и сотни тысяч человек, это совершенно точно. То, что он использует эти средства, значит так дал Бог. Эти средства доступны, и с их помощью мы как его окружение содействуем трансляции его мыслей.

— Почему именно YouTube?

— Все проще. Отец Сергий переживает за будущее нашей страны, народы России, и пытается все делать, что он сможет. Пытается помочь людям при помощи любой возможности.

Яромир Романов / Znak.com

— Его проповеди последнее время носят не столько религиозное, сколько общественно-политическое содержание. Однако в епархии упирают на то, что Сергий как схиигумен не должен вдаваться в эти сферы, его удел как монаха-схимника —духовные практики и забота о чистоте своей души.

— А вы слышали о таких людях, как Ослябя и Пересвет (русские монахи-воины — прим. Znak.com)? Думаю, поймете, что я пытаюсь сказать.

— Это герои Куликовской битвы, когда страна пыталась бороться с внешним врагом. Отец Сергий, как кажется, упирает на врагов внутренних.

— Я не говорю, что отец Сергий это Ослябя или Пересвет. Я говорю о том, что послушание на благо страны может быть самым разным. Отец Сергий — он действительно сильный молитвенник. Какому-нибудь отцу Максиму Миняйло даже не снилось такой молитвенности. Отец Сергий делает все то, что считает нужным, а в чем его обвиняют…

— В нарушении правил монашеского поведения.

— Хорошо, а когда митрополит Тихон Шевкунов выступает перед монашеством, агитируя голосовать за поправки в Конституцию, это нормально? Здесь можно много чего сказать. Но когда приходят священники или светские лица и пытаются заткнуть рот человеку, который пытается говорить правду, а попутно развалить крупнейший на Урале монастырь, который он создал, как на это надо реагировать? Я лично считаю, что он говорит правду, и помогаю ему доносить свою точку зрения. 

— А вас не смущают формулировки из проповедей отца Сергия вроде «всемирный жидомасонский заговор»? Или его тезисы о «двойниках Путина с силиконовым лицом»? Насколько они адекватны или это такой образный язык метафор?

— На самом деле, я бы не хотел комментировать его формулировки…

— Речь идет о вашем собственном восприятии.

— Я воспринимаю это абсолютно спокойно. Если бы отец Сергий не говорил то, что он говорит, и в той форме, в какой он это делает, если бы это не доходило до людей и не касалось бы их сердец, если бы люди не понимали, о чем он говорит, я думаю, он никогда бы и ни до кого бы не достучался.

— Но не мешает ли ему такой формат риторики? Может быть, говори он без подобных образов, его речи воспринимались бы адекватнее?

— Не берусь оценивать его слова. Я себя не пытаюсь высокоморально оценивать и оставлю это на суд людей и священства.

— Вы сами считаете его речи адекватными?

— Я считаю, что он имеет на это право. 

Режиссер Сергей Ерженков получил перелом кисти во время потасовки в монастыре на Урале

— Среднеуральский женский монастырь и его скиты — это не собственность отца Сергия. Юридически все это принадлежит Екатеринбургской епархии как территориальному подразделению РПЦ. Тем не менее сейчас именно отец Сергий всем этим управляет, почему он поступает так, не уходит оттуда и как он это объясняет пастве?

— Подождите, а разве до этого хозяйство было не на нем?

— Формально на игуменье Варваре (Крыгиной) как настоятельнице женского монастыря.

— Вы сейчас сами ответили на свой вопрос. Слушайте, все как было, так и осталось. Ничего не изменилось.

— В таком случае, если его по решению суда отлучат от Церкви, он оставит монастырь или ему придется на его базе создавать новую Церковь?

— Отец Сергий совершенно четко ответил уже на этот вопрос. Он сказал: «Из лона Русской православной церкви я не уйду».

— Как это возможно?

— Еще раз. Это не мои слова, это сказал он в последней своей проповеди. Я же сам маленький человек.

— В выходные случился инцидент со съемочной бригадой Ксении Собчак. Вы можете пояснить, что произошло с [режиссером Сергеем] Ерженковым, который получил перелом руки и у которого сломали камеру, похитив оттуда флешку с записью? Кто вообще были те люди, которые все это проделали? 

— Могу так сказать. Во-первых, эту тему совсем не хочется обсуждать…

— Хотим мы этого или нет, но эта тема обсуждается.

— Это все несерьезно.

— Почему?

— Что в этой теме серьезного? Понимаете, была провокация.

— Почему вы считаете, что это провокация?

— Подождите, чтобы зайти на территорию монастыря, надо пройти через вход. Если вы журналист, то по благословению можно начать съемку. И, во всяком случае, надо вести себя прилично. А когда непонятные личности проникают туда через верх, через кусты и начинают там делать что хотят… А если к вам домой кто-нибудь так же придет? Уверен, у вас такая же реакция будет. Особенно, если вы будете жить в частном доме. Ночью к вам через кусты залезут.

— Разве это ночью произошло?

— Я утрированно говорю. Еще раз. Подробности этого случая я комментировать не могу. Во-первых, меня на это не благословили. Во-вторых, на момент, когда это происходило, меня там не было. Эту ситуацию уже прокомментировали и Владимир Соловьев, и Максим Шевченко. А монастырь молится, живет своей жизнью, осуществляет свое служение Богу и свое социальное служение. Так что это — не повестка.

— Кто эти люди, которые начали ломать руки и отбирать технику?

— На данный момент времени я вам не могу этого комментировать. Не потому, что боюсь чего-то, а потому, что нет у меня на это благословения.

— Погодите, но с крепкими молодыми людьми там сталкивались и другие журналисты…

— И что? В монастыре проживает очень много людей. Только на постоянной основе живут 500 человек.

— Это же женский монастырь!

— Помимо этого туда приезжает много прихожан и паломников.

— Но вы сами сказали, что паломники должны вести себя без агрессии.

— Там не было никакой агрессии. На территории монастыря осуществляется гражданский контроль и соблюдаются элементарные меры безопасности во избежание провокаций. Ведь туда приезжают и другие люди, причем не для того, чтобы стать частью шоу. У кого-то проблемы с близкими, у кого-то вся жизнь наперекосяк пошла. Люди туда за помощью едут, а получается, что становятся участниками шоу. Надо ведь понимать, что монастырь — это особенное место и там нельзя себя вести как хочется. Это на уровне элементарной вежливости.

— Была возможность не вступать в такой конфликт со съемочной бригадой Собчак, полицию, например, вызвать?

— Полиция была вызвана. 

— Но уже после силовых действий.

— Поймите, они просто выпрыгнули из кустов. Я не знаю, как именно они там проходили, но пошли они не через ворота. Прокрались в монастырь. Но подробности я не могу дальше комментировать. 

В Среднеуральском женском монастыреЯромир Романов / Znak.com

— С одной стороны, сейчас есть заявление от съемочной бригады Собчак. С другой стороны, сторонники отца Сергия говорят о том, что дело надо завести на самих журналистов, проникших на территорию религиозного сооружения. Каковы вообще, на ваш взгляд, перспективы возбуждения уголовного дела по этой истории?

— У меня есть свое личное мнение. Но юридически ситуацию я не оценивал.

— О вашем мнении и спрашиваю.

— Это было некрасиво со стороны этих провокаторов.

— В начале разговора вы говорили об информационной кампании против монастыря. Визит Собчак — часть этой кампании?

— Я не хочу говорить про эту женщину. Она мне неинтересна и неприятна. Отцу Максиму Миняйло она, видимо, приятна, и поэтому он с ней два часа общался. А что касается информационной кампании, то все мы видим, как идет эта атака. Постоянно монастырь пытаются за что-то зацепить. Зачастую это не получается, но попытки идут. Возможно, даже есть журналисты, которые за это получают денежные средства.

— Кто является заказчиком и инициатором этой кампании?

— Думаю, что эти заказчики могут быть связаны как с Екатеринбургской епархией, так и с теми, кто живет в Москве, а также за рубежом.

— Речь идет о руководстве РПЦ?

— Нет. Речь не о Церкви. Есть намного больше интересантов.

— Вы можете объяснить?

— Слушайте, мне поступила информация о том, что какой-то компрометирующий фильм готовит BBC. Делайте выводы дальше сами.

— Я как раз не хочу из этого делать каких-то выводов.

— Я тоже не хочу пускаться в фантазии. Пока есть только предположения.

— Сегодня у себя на страничке во «ВКонтакте» вы выложили запись с перепалкой с [настоятелем прихода во имя святителя Ионы Московского] отцом Александром Костериным…

— Не было никакой перепалки.

— Вы можете объяснить просто, как это произошло?

— Мне просто поступил звонок, и так получилось, что у меня на телефоне стоит программа записи разговоров. А человек, которые мне позвонил, представился, а затем, используя матерные выражения, начал мне угрожать. До этого, в апреле, мне угрожал настоятель уралмашевского храма в честь Рождества Христова [иерей Андрей Югац]. Он еще тогда говорил, что стоит чего-то ждать.

— Все это как-то странно слышать от священников.

— В православии считается, что мат — это язык бесов. И если человек не использует в повседневной жизни мат, то он не будет использовать его и при телефонном разговоре. Могу сделать вывод, что таков моральный образ этих людей.

— Какова цель звонка была?

— Это была чистая угроза.

— А что хотели?

— Я так понимаю, что кому-то не нравится, что я помогаю отцу Сергию, и хотели просто заткнуть. Через третьих лиц мне уже предлагали денежные суммы, чтобы я отошел в сторону.

— Большую сумму предлагали?

— На эти деньги можно было бы купить квартиру в центре города.

— Это предложение с какой стороны поступало?

— Я не могу вам по понятным причинам этого сказать.

— Кажется, что конфликт зашел достаточно далеко. При этом и тот же отец Максим Миняйло, член церковного суда, говорил о том, что примирение возможно. Да и сам отец Сергий говорил о возможности примирения. Почему этого не происходит и готов ли отец Сергий к покаянию, которого от него ждут?

— А за что покаяться?

— За сказанное и сделанное.

— Как он может покаяться за правду? Если ты говоришь правду, то нужно говорить ее и дальше. Все же понимают, что его просто пытаются заткнуть.

— Выход каков?

— Покаяться ведь может не только отец Сергий. Все православные христиане должны каяться.

Схиигумен Сергий дал первое интервью и объяснил свой конфликт с РПЦ

— При этом представители епархии все чаще и чаще говорят об угрозе раскола со стороны отца Сергия, кроме того, опасаются, что его последователи могут устроить какие-то публичные акции, например самосожжение…

— Этот вопрос уже задавали. Как вы считаете, человек со здоровой психикой может пойти на это? Вот и ответ на ваш вопрос.

— Если ни одна из сторон не идет на покаяние, что будет дальше?

— Как я вам могу отвечать на вопрос о том, что будут дальше делать третьи лица? По моему личному мнению, всем надо делать все по совести. Так, как это делает отец Сергий. Тогда бы и проблем никаких не было.

Предыстория: конфликт вокруг схиигумена Сергия

Схиигумен Сергий (Николай Романов), духовник Среднеуральского женского монастыря, уже много лет является заметной фигурой среди уральских священнослужителей. Среди его прихожан — депутат Госдумы Наталья Поклонская, хоккеист Павел Дацюк, актер шоу «Уральские пельмени» Дмитрий Соколов и другие известные люди.

Деятельность священника оценивается неоднозначно. Так, екатеринбургская журналистка и православная активистка Раиса Ильина в 2013 году выступила с открытым обращением к свердловскому прокурору Сергею Охлопкову, главе ГУ МВД РФ по Свердловской области Михаилу Бородину и министру соцполитики региона Андрею Злоказову. В своем письме Ильина фактически обвинила Сергия в создании секты и получении многочисленных выгод, в том числе материальных, со стороны своих адептов. Последствий для Сергия это обращение, правда, не имело, а руководство екатеринбургской епархии до последнего времени не предъявляло претензий популярному схимнику.

Православная журналистка, расследовавшая деятельность схиигумена Сергия, рассказала Znak.com его историю

Новое развитие ситуация получила весной этого года, когда митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл сначала запретил Сергию проповедовать, а потом отправил его под церковный суд. Поводом послужили ролики в YouTube с записями проповедей Сергия, в которых он заявляет о создании «электронного концлагеря Сатаны», проклинает руководство РПЦ за закрытие храмов в период пандемии и выступает против первых лиц государства и Церкви. 

Очередное заседание суда проходило в минувшую пятницу, 26 июня. Отец Сергий на него не явился. Помимо церковного суда, 7 июля схиигумена ждет и суд гражданский. Суд Верхней Пышмы рассмотрит в отношении Сергия административное дело по части 9 статьи 13.15 КоАП РФ («Распространение в интернете заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, создавшее угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, если эти действия лица, распространяющего информацию, не содержат уголовно наказуемого деяния»). Претензии возникли все из-за тех же роликов с проповедями в YouTube.

Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com

Загрузка...
По материалам: znak
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *
Лента новостей
Молодые семьи получат жилищные субсидии через портал «Госуслуги»18:10Новым Джокером может стать Джонни Депп18:00Коронавирусную инфекцию выявили у 1,8 тысячи автозаводцев18:00Проект высокоскоростной магистрали между Нижним и Москвой заморозили18:00Как активисты ОНФ обнаружили нарушения новых тротуарах в Кирове17:50Принято решение расширить подходной канал к морскому порту Сабетта17:50Москомархитектура согласовала около 400 архпроектов с января17:50Лже-ремонтники похитили у 83-летнего екатеринбуржца все его сбережения17:40В России проиндексируют тарифы на услуги ЖКХ с 1 июля17:40На Среднем Урале за сутки скончались шесть пациентов с COVID-1917:40Первая рабочая вакцина от коронавируса может появиться через несколько месяцев, – ВОЗ17:30Состояние главы Amazon достигло рекордной отметки17:30Ляшко призвал украинцев масово вакцинироваться17:30В Кремле и Госдуме оценили итоги голосования по поправкам в Конституцию17:20
Популярные новости