Российские палеонтологи обнаружили первые «сухопутные» грибы (ФОТО)

Учёным из Якутии удалось обнаружить первые водные грибы, которые готовились к выходу на сушу. Об этом сообщает издание Сибирского отделения РАН «Наука в Сибири».

Исследователи Института геологии алмаза и благородных металлов (ИГАМБ, Якутск) обнаружили в вендских (ранее 541 млн лет назад — прим. РВ) отложениях организмы, которые являются хорошо сохранившимися микроскопическими водными грибами в столбчатых строматолитах (карбонатных постройках, напоминающих кораллы — прим. РВ).

«В докембрийских — ранее 541 млн лет назад — отложениях палеонтологи ведут поиск микрофоссилий, то есть микроскопических окаменевших органических остатков, среди которых, вероятно, есть и грибы. Однако единичные находки, относящиеся к более древним временам, могут быть интерпретированы неоднозначно.

Пётр Колосов цитирует высказывание известного исследователя докембрийских микроорганизмов профессора Калифорнийского университета США Дж. У. Шопфа: «Существует очень мало достоверных сообщений о докембрийских грибах», — сказано в материале о необычной находке российских исследователей.

Однако российскому палеонтологу Пётру Колосову из ИГАМБ удалось обнаружить весьма древние грибы в хорошей сохранности, которые ранее в мире никогда не находили.

Учёным удалось установить, что на юго-востоке Сибирской платформы около 550–600 млн лет назад в водной среде обитали дрожжевые грибы, которые паразитировали на водорослях. У них была мицелиально-дрожжевая форм.

Исследователи не исключают, что обнаруженные микроорганизмы могли быть одними из самых ранних водных грибов, готовящихся к выходу на сушу.

Были найдены древнейшие грибы-сапрофиты, питавшиеся отмершей органикой, они представляли собой переплетение нитевидных мицелий (вегетативных тел), а также грибы в виде одиночных клеток, которые размножаются почкованием и делением, что характерно для современных дрожжей.

«Мицелии (то есть вегетативные тела) нитевидные состоят из густо переплетающихся друг с другом трубчатых гиф — нитевидных образований, предназначенных для поглощения воды и питательных веществ. На поверхности гиф располагаются весьма мелкие тельца, похожие на органы размножения. Нижний конец мицелия по-разному разветвленный, широкий, а верхний — узкий, оканчивающийся волосками: единичными гифами», — описывает обнаруженные грибы палеонтолог Пётр Колосов.

Исследователи также обнаружили споры дрожжей и грибы, проникавшие в клетки водорослей, как современные лишайники.

«Здесь нужно пояснить: в геноме современных грибов имеются две программы развития: дрожжевая и мицелиальная, возникшие, предположительно, в период силура (443–416 млн лет назад), когда эти организмы стали развиваться на суше. Второй вариант необходим „сухопутным“ грибам, чтобы разветвленный мицелий (иными словами — грибница) мог широко распространяться в поисках питательных веществ. В водной среде необходимости в мицелии нет», — отмечает Колосов.

«Тем не менее, по-видимому, найденные нами грибы, обитая в дрожжевой форме, эволюционировали в направлении перехода на мицелиальную в случаях, когда условия обитания становились неблагоприятными для развития в прежнем виде», — считает учёный.

Палеонтологи отмечают, что морфологическое разнообразие грибов и грибоподобных организмов, которые по-разному сосуществовали с растениями или животными тех времен, сложилось на Земле к девонскому периоду (примерно 416 млн лет назад — прим. РВ).

«В те далекие времена современная Сибирь находилась у палеоэкватора. Практически вся (за некоторыми исключениями) территория Сибирской платформы в вендский период была занята мелководным, хорошо прогреваемым морем.

Это были практически идеальные условия для развития цианобактерий и водорослей, которые, собственно, и процветали повсюду… Питающиеся готовыми органическими веществами грибы потому и развивались в морских бассейнах на территории современной Сибири», — говорит Пётр Колосов.

Автор: MusorBok По материалам: rusvesna